Нейро маркетинг
Мы разрабатываем коммуникационные стратегии, формируя стандарты нейромаркетинга, что помогает компаниям задавать правила игры на своих рынках. Используя современные научные данные и глубокие знания из поведенческой психологии, мы помогаем нашим клиентам увеличить долю на рынке.

В фокусе

Техногенное внушение: миф или реальность?

Сергей Романюха

В последние годы появляется всё больше информации о способах техногенного внушения через видеосигнал (25-й кадр) и звук (об этом известно мало, но технология не менее эффективна).

Сознание как функция психики осуществляет сканирование семантической информации, поступающей в память через сенсорные входы и хранящуюся там. Память – не только осознаваемая человеком информация о каких-либо событиях, но, прежде всего, та семантическая информация, которая в структурированном виде, в форме ассоциативных сетей, включающих семантические элементы психики, хранится в сферах бессознательного. Большая часть информации, накапливаемой в этих хранилищах в течение жизни, недоступна сознанию и лишь иногда случайно осознаётся в искажённом виде во время сновидений. Именно в неосознаваемых сферах психики формируются различные мотивы, конфликты и комплексы.

В последние годы появляется всё больше информации о способах техногенного внушения через видеосигнал (25-й кадр) и звук (об этом известно мало, но технология не менее эффективна).

 

25-й кадр и другие технологии

Эффекту 25-го кадра находили самое разное применение – от изучения языка до лечения алкоголизма. В доказательство эффективности данной технологии приведу пример из газеты «Аргументы и факты»: «Поведение одного из стоящих в очереди к металлоискателю показалось странным: часто моргает, вертит головой, пугливо озирается. Ему предложили пройти специальное тестирование. На экране компьютера промелькнули различные образы. Причём с такой невероятной скоростью, что осознать их человек не успевает. А вот отреагировать – вполне. Пассажир выдал острые реакции на образы взрывчатки и обломков самолёта. Тогда сотрудники спецслужб предложили ему пройти детальную проверку одежды и багажа. Так работает система «Mind Reader», установленная в аэропорту Самары. Пока идёт проверка эффективности системы, тестирование на ней добровольное. Если она себя оправдает, ею оснастят все аэропорты страны. «Mind Reader» (буквально с английского – «считыватель мыслей», но для благозвучия я буду называть его «мыслечёт») создан учёными НИИ психотехнологий им. И. В. Смирнова. Больше ста лет назад психиатры выявили закономерность: если картинка предъявлена на долю секунды, сознание не успевает воспринять образ, а подсознание успевает. Другую закономерность установил в 20-е годы прошлого века советский учёный А. Лурия: значимая для человека информация оказывает влияние на его двигательные реакции. К примеру, преступник, заколовший жертву отвёрткой, всегда при виде этого инструмента будет вздрагивать или как-то по-особому себя вести. На этом и основана работа мыслечёта. Испытуемому предъявляются ключевые образы или понятия, замеряется скорость его реакции на них, после чего компьютер обрабатывает статистику произведённых измерений. Достоверность мыслечёта – 95%. Такой прибор будет незаменим в органах правопорядка для подтверждения искренности показаний подследственных, на фирмах при определении лояльности соискателей вакансий, в бытовых ситуациях»[1].

История «25-го кадра»

В 1957 году один из самых смелых экспериментаторов в рекламном бизнесе, известный специалист в области социальной психологии, член Американской ассоциации психологов, Общества прикладной антропологии, Американской ассоциации по изучению рынка Джеймс Вайкери провел знаменитые опыты в кинотеатре города Нью-Джерси. Он договорился с владельцами кинотеатра об установке второго проекционного аппарата, который во время демонстрации фильма проецировал на экран слова: "Кока-кола" и "Ешьте поп-корн". Эти слова показывались всего на 1/300 долю секунды. Даже те, кто был предупреждён об эксперименте, не замечали их. Вайкери считал, что эти слова будут замечены глазом и, минуя сознание, отложатся где-то в подсознании. Проведённые опыты с блеском подтвердили его предположения. На сеансах, где включался второй проектор, продажа кока-колы увеличилась на 17%, поп-корна – на 50%. Цифры свидетельствуют о потрясающей эффективности этого вида рекламы.

Всплеск общественного интереса и внимания ученых к "сублимальному" кино, воздействующему на подсознание ("эффект 25-го кадра"), пошел на убыль после 1959 года. Уникальная возможность воздействия на подсознание большого количества людей требовала определённой регламентации. Метод был запрещён в коммерческой и политической рекламе, однако успешно используется в образовательной сфере.

Известно, что для восприятия видео должно быть, как минимум, 24 кадра. Кадры – это картинки, вставленные в видео, которые последовательно чередуются. Значит, время показа 25-го кадра составляет 1/25 = 0,08 секунд. Эксперименты подтвердили, что 0,08-0,12 секунд – это наиболее эффективная длительность кадра для воздействия на подсознание. В обучающих программах используется именно эта длительность.

Технология внушения при помощи 25-го кадра достаточно проста, главное использовать качественное программное обеспечение для монтажа видео. С внушением звуком ситуация сложнее – открытой информации по таким методам почти нет.

Звук особой частоты можно наложить вторым слоем на любую запись и получится готовое внушение. Сложности связаны с тем, что для эффективности важна частота и скорость воспроизведения накладываемого внушения. Все разработки в этой области засекречены, поэтому достичь результата можно лишь опытным путём. Впрочем, если работать на разных скоростях воспроизведения, подсознание всё равно улавливает внушение.

Встречаются свидетельства изготовления записей с внушением «сильно хочу пить», наложенных на обычную «попсу». При этом экспериментатор с кассетой ездил в качестве таксиста по городу и отслеживал поведенческие реакции своих пассажиров. По его свидетельствам, из 50 пассажиров в среднем 30-40 после 5-10 минут езды под такую «музыку» просили остановить у ларька и шли за напитками (колой, спрайтом или пивом), при этом какая-либо визуальная стимуляция отсутствовала.

 

Х-файлы

О том, что методы влияния на подсознание с применением технических средств находятся под пристальным вниманием исследователей во всём мире, слышали многие. Однако в свободном доступе такой информации практически нет. Вот отрывок из доклада российских исследователей – одного из очень немногих открытых источников:

«Исследования в этом направлении мы начали в 1983 г. достаточно тривиально: разрабатывали и изучали компьютерные модификации тахистоскопического визуального предъявления семантических стимулов с использованием обратной и комбинированной маскировки… В целом это напоминало эксперименты Р.Фишера с «25 кадром». Уже первые экспериментальные результаты обнадёживали. Ясно было, что по многим причинам необходимы были средства ввода неосознаваемой акустической, а не визуальной информации.

Для этого нами была проведена исследовательская работа «Психомузыка», в рамках которой предпринимались попытки закамуфлировать речевое сообщение, например, суггестивную фабулу, с помощью музыки, клиппирования и компрессирования речи и других приёмов для того, чтобы это сообщение воспринималось, но не осознавалось. Тем временем наш сотрудник С.А.Квасовец разработал технологию кодирования и декодирования речевого сообщения во временной, а впоследствии – и в частотной области.

Первые алгоритмы были реализованы в виде схемотехнических решений, а впоследствии – в виде пакетов программ и специализированных интерфейсов ввода-вывода и обработки акустического сигнала. В результате мы получили средство кодирования речевого сигнала, которое при помощи ряда математических операций превращало исходный речевой сигнал в подобие квазибелого шума, при прослушивании которого никогда не удавалось распознать не только смысл речевого сообщения, но и установить сам факт его наличия. Тем не менее, это было возможно при декодировании «шума», и, кроме того, при экспериментальных проверках оказалось, что головной мозг каким-то образом также способен декодировать эту информацию. При этом она, будучи воспринятой, никогда не осознавалась субъектом. Наблюдали лишь несколько исключений из этого правила: несколько наших пациентов заявляли, что они видели и слышали во сне кого-то из нас (того, чьё кодированное речевое сообщение содержалось на аудиокассете), произносившего то-то и то-то (по смыслу это совпадало с содержанием неосознаваемой фабулы).

В США интенсивно разрабатываются очень похожие средства кодирования речи (Discover, 1990, Nov., р. 69), которые практически применяются для психокоррекции. Технические особенности процессов кодирования в существующих методах различаются, но общим остаётся одно – возможность абсолютного исключения сознания субъекта в когнитивных процессах, инициируемых при восприятии кодированного сообщения.

После серии лабораторных компьютеризованных экспериментов мы провели ряд экспертиз и исследований следующего рода.

Исследование алгоритмов неосознаваемой акустической психокоррекции здорового и больного человека

Основной целью этого исследования было изучение возможности управления функциональным состоянием и поведением группы здоровых людей путём воздействия неосознаваемой суггестивной информацией. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Исследование возможности экстренно модулировать поведение группы людей.

Эта задача подразумевает немедленное, реализуемое в пределах нескольких секунд, суггестивное влияние на какой-либо поведенческий акт, осуществляемый независимо от контекста среды – выбрать что-либо из множества: (купить или не купить, купить много или мало и т.п.).

2. Неосознаваемое создание суггестивной парадигмы с неосознаваемой её актуализацией.

Эта задача включала возможность более длительного, в пределах десятков минут, управления поведением. Предполагалось, что, если таким путем возможно создавать суггестивную парадигму, она в течение длительного времени будет модулировать поведение группы людей в ситуациях многократного свободного выбора на фоне действия экстренной неосознаваемой посылки. Например, при задании произвольно произносить числа ожидалось статистически значимое предпочтение тех чисел, которые внушались при создании парадигмы, или, в нашей постановке эксперимента, – статистически большие совпадения «свободного» выбора экстренно внушаемого числа с числом парадигмы. Практическое значение такой задачи означает возможность существенно влиять на поведение группы людей в экстремальной ситуации.

3. Исследование влияния неосознаваемых суггестий на субъективное состояние членов экспериментальной группы.

Эта задача имеет большое значение для фундаментальных изысканий в области неосознаваемого внушения, что обусловлено неясностью многих вопросов: сочетается ли вынужденное (внушённое) поведение с изменением состояния, не возникает ли при этом интрапсихический конфликт и др. Такая задача может быть иллюстрирована известной поговоркой: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Именно такая задача включает изучение возможности влиять на субъективное состояние человека неосознаваемыми факторами.

4. Исследования связи эффективности неосознаваемых суггестий и особенностей их реализации с личностными чертами.

Указанные четыре задачи в групповом эксперименте были поставлены впервые. Учитывая полную неизученность сферы неосознаваемой модуляции памяти и поведения, мы рассматриваем эти задачи как первоочередные в большом ряду вопросов, стоящих перед экспериментатором, изучающим бессознательное.

Общий план эксперимента был известен исследователям этих организаций. Однако они не имели конкретных данных, содержащихся в фонограммах, изготовленных в секторе психокоррекции ММА им. Сеченова. Эти данные были предоставлены им после окончания эксперимента на стадии обработки результатов. В этот же момент сотрудники нашего сектора получали первичные результаты эксперимента. При этом с кассет, содержащих суггестивную фонограмму и остающихся в распоряжении смежных организаций, были сделаны копии для контроля.

Исполнители до момента выдачи результатов не знали о существовании второй задачи, поставленной и решённой в эксперименте.

Для испытуемых эксперимент был полностью легендирован псевдорациональными объяснениями.

Для решения поставленных задач использовали следующие методические приёмы:

1. Исследование возможности экстренно модулировать поведение группы людей.

Процедура основывалась на создании ситуации вынужденного выбора в условиях полного отсутствия осознаваемых предпосылок, определяющих этот выбор. Эксперимент легендировался как задание, направленное на изучение точности восприятия.

Испытуемому на неосознаваемом уровне предъявляется команда выбрать одну из цифр в интервале от 0 до 9. Время экспозиции неосознаваемого внушения выбора определённой цифры – 15 сек. Затем, в течение 5 сек. предъявляется акустическая посылка, представляющая собой смесь шума, звукового тона и очень тихого бессмысленного речеподобного сигнала. Согласно инструкции, эта посылка содержит зашумлённую цифру. Испытуемый должен распознать якобы предъявляемую цифру и зафиксировать свой ответ. Далее указанная последовательность повторяется. Предполагалось, что ответ испытуемого в описанной экспериментальной ситуации должен модулироваться неосознаваемым внушением.

Всего на протяжении одной процедуры испытуемому на неосознаваемом уровне предъявлялось 100 цифр, каждая по 10 раз, причем цифры чередовались в случайном порядке, определённом по таблице случайных чисел.

2. Неосознаваемое создание суггестивной парадигмы (поведенческой установки) с неосознаваемой её актуализацией.

Перед описанной выше процедурой испытуемому несколько раз на осознаваемом уровне предъявлялась одна цифра – «4»; это предъявление легендировалось как тренировочная демонстрация для ознакомления испытуемых с акустическими характеристиками экспериментальной процедуры. Предполагалось, что в случае возникновения у испытуемых неосознаваемой установки на цифру «4» эта установка проявится в условиях вынужденного выбора.

3. Влияние неосознаваемой суггестии на состояние испытуемых.

До и после каждой процедуры испытуемые заполняли бланк опросника, направленного на изучения ситуативной тревожности (тест Спилбергера). В начале и в конце процедуры испытуемые в виде шумовой паузы заслушивали неосознаваемые внушения, направленные на модуляцию состояния в сторону увеличения или уменьшения напряженности и тревоги. Идентичные экспериментальные задания были записаны на разных сторонах аудиокассеты, с тем отличием, что на одной стороне суггестия была направлена на увеличение, а с другой – на уменьшение тревоги. При неоднократном проведении процедур на одном и том же контингенте стороны кассеты должны были чередоваться.

4. Связь эффективности и особенностей неосознаваемых воздействий с личностными характеристиками.

Полученные в исследовании результаты предполагалось сопоставить с данными обследования испытуемых с помощью многопрофильного личностного опросника (СМИ).

Рассматривая полученные результаты с точки зрения поставленных в исследовании задач, можно утверждать, что выбор испытуемыми цифр в эксперименте является неслучайным и достоверно, с очень высоким уровнем значимости, зависит от неосознаваемых суггестий. Таким образом, сформулированное нами в задаче 1 предположение о возможности экстренной неосознаваемой модуляции поведения с помощью разработанных нами методов бесспорно подтверждается результатами проведённого исследования.

Гипотеза, выдвинутая в задаче 2, о возможности неосознаваемого создания поведенческой установки, которая проявляется при неосознаваемом же предъявлении связанной с ней информации, также подтверждена: статистически наибольшее количество совпадений наблюдается для цифры «4», установка на которую неосознаваемо формировалась у испытуемых в предварительных стадиях процедуры обследования. Уровень достоверности этого результата также весьма высок. При групповой обработке получены и другие результаты, также достоверные, хотя и в значительно меньшей степени…

Имеется один вариант обработки, который не был описан ранее. Мы предположили, что несознаваемая суггестия может оказывать воздействие на выбор не только непосредственно следующей за ней цифры, но иметь пролонгированный характер влияния, например, модулировать выбор через один цикл предъявления, т.е. через 20 секунд…

Данное исследование, по нашему представлению, преследовало две цели.

Во-первых, демонстрацию принципиальной возможности использования предлагаемых нами методов для неосознаваемой модификации памяти и поведения. На основании представленных здесь результатов экспериментов на группах здоровых волонтеров (от 16 до 20 человек в группе) можно утверждать, что эта цель достигнута. Показана возможность как экстренной коррекции поведения (в рамках использованной экспериментальной модели), так и неосознаваемого формирования установки, которая может быть инициирована неосознаваемым предъявлением реперной информации. Более того, мы полагаем, что уже на этой стадии возможно и практическое применение предложенных методов, при условии многократного повторения суггестий и с учётом вероятностной природы информационного воздействия.

Во-вторых, полученные результаты дают основание для реализации исследовательской программы, направленной на модификацию и улучшение алгоритмов обработки акустической информации, на постановку иных экспериментальных моделей, в большей степени приближённых к практическим задачам, наконец, на создание средств, сочетающих возможности неосознаваемой диагностики и коррекции…

Психообратная связь (psychofeedback, mental feedback)… представляет собой новый класс систем, основанных на создании обратной связи по психологическим (в отличие от биообратной связи) характеристикам. Эти методы позволяют автоматически изменять характер воздействующей или тестирующей информации в зависимости от психологических изменений, возникающих при предъявлении этой информации… Семантический резонатор – компьютерная система psychofeedback – предназначена для увеличения числа степеней свободы пользователя. В целом можно уверенно полагать, что использование методов психокоррекции, особенно в режиме акустического неосознаваемого внушения, может открыть новые перспективы в медицинской, педагогической и социальной практике. Последнее представляется крайне важным с точки зрения использования в экстремальных социальных ситуациях: например, для ликвидации массовой паники после природных катастроф и стихийных бедствий»[2].

 

Палка о двух концах

С помощью неосознаваемых эмоциональных стимулов и суггестий можно не только модулировать эмоциональное состояние человека, но и обучать его.

В одном эксперименте испытуемым предъявляли на подпороговом уровне (в течение 6,4 мс) существительные немецкого языка с интервалом в 2 секунды по 5-12 раз. Опознание стимулов на уровне субъективного отчёта не было возможно, но через незначительное время происходило самопроизвольное вспоминание. При величинах интервала между словами, не более 2 секунд, наблюдалась линейная зависимость между величиной межсловного интервала и количеством идентифицированных слов.

В другом эксперименте производитель проверял сенсорную систему, измеряющую скорость автомобиля и расстояние до объекта, расположенного на пути следования. Когда система обнаруживала определённое сочетание скорости и расстояния, на ветровом стекле появлялась надпись «Тормози!». Самый высокий уровень реакции на указание тормозить был тогда, когда сообщение на стекле мелькало с расчётом воздействия на подсознание, то есть так быстро, что люди не осознавали свою реакцию на него, но, тем не менее, выполняли команду о торможении.

Так ли безобидно существование такой технологии для массового сознания? Можно ли проконтролировать её использование в продуктах массовой коммуникации? Так ли уж безобидны новостные и развлекательные программы, которые мы смотрим по телевизору? В руках опытных пропагандистов или других специалистов давления на массовое бессознательное данная технология представляет собой мощное средство (или оружие?). Кстати, некоторые из исследователей, представившие доказательства влияния на подсознание через звуковой ряд, сегодня практически неизвестны, так как продолжают работу в определённых непубличных структурах. Если их и показывают в научно-познавательных телепрограммах, то с искажением голоса и затемнением образа. Только зная, как они выглядят на самом деле, можно угадать, кто именно сейчас находится в кадре.

Воздействие на подсознание при помощи СМИ фактически признано на государственном уровне. В 2006 году Государственная Дума РФ приняла новый закон "О рекламе" и ряд поправок в законы "О средствах массовой информации", "О защите прав потребителей", "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О физической культуре и спорте" и в некоторые другие. Законодательно запрещены "скрытые вставки" в информационных продуктах, в том числе и звуковых. В частности, второй абзац статьи 4 закона "О СМИ" приобрёл следующую редакцию: "Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приёмов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье". Верховная Рада Украины внесла аналогичные поправки в закон «О рекламе» в 2007 году.

Впрочем, нет никакой гарантии, что эти нормы строго выполняются. Весьма показательно, насколько быстро и кардинально иногда меняется мнение российских избирателей относительно той или иной политической силы или личности в предвыборный период (за неделю рейтинг может вырасти на 60%). Не менее странно, что в России, несмотря на многочисленные заявление, до сих пор не создан специальный государственный орган по надзору за чистотой и психологической экологией массовых коммуникаций.

В Украине нет организаций, оснащённых высокотехнологичной аппаратурой и укомплектованных специалистами для определения наличия в продуктах массовых коммуникаций психотехник влияния на массовое сознание. При этом неоднократно отмечалось присутствие таких технологий в продуктах коммуникаций. Наиболее выражено они были применены в рекламных продуктах на президентских выборах 2004 года, особенно на территории Донбасса.



[1] У пассажиров проверят… мысли // Аргументы и факты, №35, 30.08.2006.

[2] Смирнов И., Безносюк Е., Журавлёв А., Психотехнологии. Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Культура», 1995. С. 134-141.

 

Комментарии

  • Нет отзывов

Оставить комментарий